Candles Antiques Crafts Clocks Flowers Fixtures Home
Всё про всё - конспект по педагогике  (Версия 1.0 crack)
Бэта версия (вскоре ожидается лицензионная копия под редакцией Людмилы Кронидовны).
От 21 декабря 2002 года.
All rights reserved (C)
.


А еще у нас есть:


Главная страница

Педагогика
Конспект по педагогике.
Версия 1.0 crack
Бэта версия (вскоре ожидается лицензионная копия под редакцией Людмилы Кронидовны).
От 21 декабря 2002 года.
All rights reserved (C)
.


Педагогика
Основы педагогики.
Теория воспитания.
Теория обучения.


Литература:
1.    Харламов «Педагогика» 1990 – 1998 Мн.
2.    Ильина «Педагогика» М. 1984
3.    «Педагогика» под редакцией Бабанского М. 1983
4.    Подласый «Педагогика» М 1996 2001 2т
5.    «Дидактика средней школы» под редакцией Скаткина М. 1982

Педагогика как наука.

1.    Предмет, задачи, функции педагогики.
2.    Основные категории педагогики.
3.    Связь с другими науками.
4.    Система педагогических навыков.

Педагогика – область научного знания, практическая педагогическая деятельность.
Наука – одна из форм человеческого сознания, как искусство, в то же время это сфера человеческой деятельности, результатом которой является добывание новых знаний, их систематизация, создание теорий в области своего предмета.

Цели:
1.    Описание.
2.    Объяснения.
3.    Предписание процессов и явлений реальной действительности в русле открываемых наукой законов.

Объект – воспитание или образование.

Предмет (особое видение объекта): воспитательная деятельность.

Педагогогика – наука, которая изучает особую область социально и лично детерминированной общественной жизни, приобщение человеческих существ в жизни общества. Это и называется воспитанием, которое в широком социальном смысле выступает социально-наследственной специальной организацией передачи из поколения в поколение социального опыта, включающей воспитуемых в жизнь общества, осуществляемое посредством педагогической деятельности.

Воспитание – целенаправленная социализация личности – процесс, включающий растущего человека в жизнь общества, благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры.

Образование – целенаправленное обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства.

Предмет – та система отношений, которая возникает в деятельности образования и воспитания.

Педагогика изучает закономерности, факты, явления в педагогической деятельности; преподавание и учение как деятельности; методы образования и воспитания; формы и содержание образования и способы его включения в жизнь, так же направляет.

Функции:
1.    Описательная, объяснительная – знания о сущем.
2.    Нормативная – даёт рекомендации – знания о должном.
3.    Прогностическая.

Задачи:
1.    Вскрытие закономерностей.
2.    Изучение и обобщение педагогического опыта, практика.
3.    Разработка новых методов и форм, средств обучения, воспитания.
4.    Прогнозирования воспитания и образования.
5.    Внедрение педагогических исследований в практику.

Отличие задач педагога и исследователя – объект, средства и результат.
Средства исследователя: методы научного познания.
Результат исследователя: знания.
Результат педагога: обученность, воспитанность и образованность.

Категории:
1.    Воспитание.
2.    Развитие.
3.    Образование.
4.    Формирование.
5.    Обучение.

(1)    – передача социального опыта от поколения к поколению. В широком специальном смысле – целенаправленное воздействие на учащихся в учебных заведениях. В узком педагогическом смысле – специальная работа, направленная на формирование системы определённых качеств в личности, отношениях, убеждениях, поведении. В самом узком смысле – целенаправленное влияние на развитие личности. Её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

(2)    – Процесс и результат становления личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, природных и социальных факторов, в числе которых воспитание и образование играют ведущую роль.

(3)    – Процесс и результат овладевания учащимися системой научных знаний и познавательных умений, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств в личности и развитие творческих сил и способностей. Ведущую роль в образовании играет системное обучение. Самообразование – целенаправленная и целеустремлённая работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний, имеющих определённый интерес для него. (Общее и специальное).
Система образования – система учреждений.
(4)    Формирование как воспитание. Процесс становления личности под воздействием среды, наследственности и воспитания.

(5)    Целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в результате, которого осуществляется образование, развитие и воспитание личности.

Методология и методы педагогического исследования.

Методология – учение о методах познания.  В науковедении методология – учение о принципах построения функций и методах научного познания.

Методология – наука, которая даёт характеристики всем компонентам исследования, т.е. объекта, предмета, целей и совокупность исследовательских средств, необходимых для решения задач данного типа.

Методология педагогики – концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективно-точной информации и систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Проблема исследования – что надо изучить, что ранее не было изучено.

Тема – как это назвать.

Объект – процесс преодоления.

Предмет – как рассматривать объект, какие отношения, свойства, функции объекта.
Какой результат я намерен получить.

Гипотеза – что не очевидно в проблеме, что исследователь видит в нём такого, чего не видят другие.

Методологическое знание имеет несколько уровней:
1.    Философский
Экзистенциализм – способность человека переживать самого себя – знание существует только благодаря своему познанию. Главное – формирование личности, которая формирует саму себя. Цель: создание условий для того чтобы личность создавала себя.

Неотомизм – религиозное воспитание.

Прагматизм (Дьюи). Прагма – опыт дело. Нет объективного научного знания. Всякое знание истинно если оно преобретено через опыт.

Диалектика. Личность объект и субъект общественных отношений. Её развитие определяется внешними обстоятельствами и природной организаций человека. Ведущую роль играет воспитание. Личность и деятельность находятся в единстве.

2.    Общенаучный уровень: всё изучается в системе.

3.    Конкретнонаучный уровень – здесь применяются методы для конкретной науки. Здесь учитывается не только системный, но и личностный подход – ориентирован на личность как объект, субъект и результат. Здесь признаётся уникальность личности, личная и нравственная свобода, право на уважение. Надо опираться на процесс саморазвития личности. Необходимо учитывать деятельностный подход, деятельность является основным источником развития. Важно общение – диалогический подход (так же гуманистический, культурологический).
Этнопедагогический – воспитание основано на национальных традициях.
Антропологический – воспитывая личность нужно использовать большое количество наук, чтобы воспитывать человека во всех отношениях надо изучить его во всех отношениях.

4.    Технологический

Три группы педагогических исследований:
1.    Фундаментальные исследования – крупные достижения в исследовании образов: теория содержания образов.
2.    Прикладные исследования.
3.    разработки – методика преподавания предмета. Каждые исследования начинаются с программы: два раздела – методологический (всё до гипотезы) и процедурный.

Этапы педагогических исследований:
1.    Подготовительный этап.
2.    Собственно исследования.
3.    Этап качественного и количественного анализа.
4.    Этап интерпретации полученных знаний.
5.    

Методы педагогического исследования.

Метод – способ познания действительности. С их помощью каждая наука добивается получения информации об изучаемых объектах или явлениях. Анализирует и обрабатывает полученные данные, включая их в системы научных знаний.
В педагогике применяется совокупность методов, установление их иерархии, упорядоченные связи и последовательности называют методикой исследования.

Классификация методов:
1.    Теоретические – анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация, моделирование, индицирование, дедукция – они обеспечивают интерпретацию полученных данных, построение научных теорий, обоснование научных положений. Нужно для изучения печатных источников.
2.    Эмпирические – служат для сбора фактических данных и фиксирования научных фактов: изучение педагогического опыта, наблюдение, опросные методы, изучение школьной документации (изучение и обобщение педагогического опыта).
3.    Математические – регистрация, ранжирование, шкалирование.

Педагогический опыт – сплав профессиональных подготовлений и сумма знаний, умений, навыков, получаемых в ходе работы. Но в практике исследуется передовой педагогический опыт, новаторский и отрицательный опыт. Он направлен на анализ состояния школьной практики и элементов того нового, что приносят педагоги в школьную практику.


Передовой – высокий уровень педагогического мастерства, он ничего не изменяет.
Новаторский – создание нового в педпрактике (Лысенков).


Важнейшие этапы развития педагогической науки.

Воспитание – явление общественной жизни. В первобытнообщинном строе – коллективное воспитание. В родовой общине семейное воспитание. Материнское воспитание было главенствующим.

Сложение общества: необходимы люди, которые специально занимаются воспитанием. Здесь возникает разделение на тех, кого учить и тех, кому учить. Возникает расслоение общества: разделение воспитания богатых и бедных. В наиболее развитых странах существовали определённые обобщения, но это всё ещё в пословицах. Воспитание носит более жёсткий характер. В период рабовладельческого строя идёт осмысление педагогической мысли.
Древнегреческая философия – колыбель педагогического воспитания: спартанское и афинское воспитание. Афинское отличалось от спартанского:  музыка, пение, грамматические школы. Спартанское – жестокое, афинское – гуманитарное. Афинское послужило основой для развития гуманистического воспитания. Родоначальник педагогики в древней Греции – Сократ. Он изобрёл майевтику – искусство ведения спора – с помощью наводящих вопросов добиваться истины.
Платон организовал собственную школу, где читал лекции – Платонова академия. Идеи воспитывающего обучения. Воспитание – важный фундамент в последующей жизни. Между наставником и учеником должны быть тесная духовная связь – платоническая любовь.
Аристотель отрицал загробную жизнь. Создал собственную школу – ликей – перипатетическую школу. Он ввёл возрастную периодизацию. Воспитание должно  быть государственным. Сформулировал принципы воспитания. Большое внимание уделял нравственному воспитанию. Впервые говорил о единстве нравов и физического воспитания. Человек обладает растительной, разумной и животной душой.

В средневековье воспитанием занимались служители церкви. В основе – зубрёжка. Принцип – дисциплина. В духовной жизни господствовала религия. Дети феодалов получали рыцарское образование.

Семь добрадетелей рыцарского образования:
1.    Умение ездить верхом.
2.    Плавание.
3.    Метание копья.
4.    Складывать стихи и петь песни.

В эпоху возрождения возникает идея о всестороннем и гармоничном развитии личности.
Витторино де Фильтре, Рабле, Монтень (критиковали зубрёжку, выступали за свободу личности).
Эразм Роттердамский – воспитание с колыбели.
Монтень:– человек – наивысшая ценность. Он предпочитал снять перед богом шляпу, а не стать на колени.
В 1623 Бэкон обозначил педагогику как науку. Родоначальник Ян Амос Каменский «Дидактика» 1654. Он всё обобщил. Ввёл перемену, каникулы, экзамены.
Локк обращал больше внимания на проблему воспитания. Изложил свои взгляды на воспитание джентльмена.
Ж.Ж. Руссо основал идею свободного воспитания. Надо детям предоставлять полную свободу и надо идти за их способностями, развивать их самостоятельность. Знания надо добывать не из книг, а из жизни. Надо учить тому, что интересно. Надо развивать активность, самостоятельность, наблюдательность.
Песталоцци: цель обучения – формирование человечности в гармонии всех сил и способностей человека. Он является основоположником начального обучения. Он разработал методику обучения счёту, речи. Основной труд – «Лингарт и Гертруда».
И. Гербарт. Считается родоначальником дидактики. Разработал и заговорил о воспитывающем обучении: организация (организующая) дисциплины. Предложил практические способы нравственного воспитания:
1.    Сдерживающий
2.    Направляющий
3.    Нормативный
4.    Взвешенно ясный
5.    Морализаторский
6.    Увещевающий

Дал новое определение методов обучения: описательного, аналитического, синтетического.
А. Дистервег. Обосновывал основные принципы самодеятельности (это решающий фактор), природосообразности, культуросообразности.

В России:
С. Полоцкий: открыл славяно-греко-латинскую школу. Воспитывал царских детей. Фактор – пример родителей и учителей. Выступал против теории врождённых идей.
Ломоносов: «Риторика», «российская грамматика».
Н. И. Новиков – первый журнал «Детское чтение для сердца и разума». У детей надо воспитывать любовь к труду.
Л. Н. Толстой: организовал школу. Не противостоял интересам ребёнка. Написал «Азбуку». Рассматривал человека как предмет воспитания. Имел опыт педагогической работы. Стержень его теории – это идея демократизации обучения и воспитания. Развивал идею народности воспитания. Главная задача учителя – научить ребёнка учиться.

Постреволюционная Россия:
1.    Крупская – развивающая мысль. Занималась вопросами самовоспитания учащихся.
2.    Блонский – издал учебник педология для тестирования учащихся.
3.    Шатский.
4.    Макаренко – обучение в колонии имени Горького, имени Дзержинского.
5.    Сухомлинский – «Сердце детям».
6.    Данилов – методология педагогики.
7.    Щукина – занималась формированием интереса у детей.
8.    Бабанский – разработал теорию оптимизации учебного процесса.
9.    Скаткин – один из создателей теории образования.
10.    Загвязинский
11.    Краевский
12.    Журавлёв

Беларусь:
1.    Гусовский. 16 век «Песнь о зубре».
2.    Везалий – был учителем братских школ. «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенска»
3.    Тётка. «первочтение для детей Беларуси».
4.    Колас. «Второе чтение для детей Беларуси».
5.    Богданович «Загляне сонца у наша аконца»

Личность, человек, индивид, индивидуальность. Структура личности. Развитие личности и его факторы.

Человек – биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду. Это родовое понятие, указывающее на отнесённость существа к высшей ступени развития природы, человеческому роду. В этом понятии утверждается генетическая предрасположенность развития человеческих качеств.

Индивид – единичный представитель вида Homo sapiens. Отличается не только морфологически, но и психологически.

Личность – субъект социальных отношений и сознательной деятельности как существо общественное, формируется в совместной деятельности и общении.
То, что заложено генетически, развивается только при помощи общения.

Критерии личности (по Тугарину):
1.    Разумность.
2.    Ответственность.
3.    Личная свобода.
4.    индивидуальность.

Индивидуальность – единство неповторимых личностных качеств человека, своеобразие психической структуры (тип темперамента), интеллект, мировоззрение, жизненный опыт. Понятие определяется целостностью, самостоятельностью, самобытностью, собственным способом жизни. Это способность быть самим собой в жизненной ситуации.
Соотношение индивидуальности и личности определяет 2 способа бытия человека. Это связано с тем, что процесс становления личности (социализация, т.е. освоение родовой общественной сущности, осуществляется в конкретный период жизни, принятие общественных ролей, выбор социальных норм и правил, формирование умения строить свои отношения с другими людьми) и процесс становления индивидуальности (индивидуализация – процесс обособления, оформления уникальности, отдельности, неповторимости. Результат: самобытность, активность и творчество (проявления себя в жизни) процессы разные.

Структура личности.
1.    Христианство:
Природа человека двойствен, в ней есть человеческое и духовное. Смысл жизни – стремление к БОГУ.
2.    Бихевиоризм:
Сводит личность к формуле стимул                реакция.
3.    Психоанализ Фрейда:
Личность состоит из ОНО, Я, СВЕРХ-Я.
В структуре личности целесообразно рассматривать социальные начала, другие считают, что только биологические компоненты имеют значение. В связи с этим выделяют 2 направления:
1.    Биологическое
2.    Социальное

Отечественные психологи считают, что нельзя отделять в личности биологическое и социальное. Биологическое и социальное в среде взаимодействует и образует единое.

Платонов:
1.    Направленность: моральные качества, интересы, стремление (зависят от воспитания). В большей степени это социально.
2.    Опыт – знания, умения, навыки. В большей степени это биологично, связано с мыслительной деятельностью – процесс обучения.
3.    Психические процессы (внимание, память, воля, мышление). В большей степени это социально.
4.    Биологические свойства (темперамент). В большей степени биологично – тренировка.

Факторы развития личности:
I.    Внешние.
II.    Внутренние.

Физические свойства, психическое развитие, развитие нравственности.
      1. Биологизаторская позиция объясняет развитие как процесс биоприродного наследственно запрограммированное созревание, развёртывание природных сил. Онтогенез – процесс повторения филогенеза.
Ламбродо: по внешним признакам человека можно выявить потенциальных преступников.
Летурно. Нравственные пороки относит к атавизмам.
Торндайк. Развитие ребёнка предопределяется врожденными инстинктами.
      2. Социологизаторская позиция: развитие ребёнка определяется его социальным происхождением.
3.    Материалистический подход: развитие идёт под воздействием двух факторов
–    биологический
–    социальный

Но между ними нет равенства. Природные данные – основа, возможность развития имеющихся задатков, общечеловеческих и индивидуальных.
Способности не передаются по наследству.
Социальные факторы (семья, общество и т.д.).

1.    Макрофакторы – космос, планеты, общество, государство. Сейчас они изучаются очень пристально.
2.    Мезофакторы – связывают большие группы людей, выделяемые по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к СМИ, по принадлежности к субкультуре.
3.    Макрофакторы – семья, окружение, организации.
4.    Воспитание играет решающую роль в развитии личности.



Обучение:
·    Идёт за развитием.
·    Обучение и развитие идут параллельно.
·    (Выгодский): обучение идёт не только вровень, но и опережает развитие.

Существуют 2 зоны развития: зона актуального развития (что ребёнок может сделать сам) и зона ближайшего развития (что ребёнок может сделать с взрослым). У Выгодского важно чтобы зона ближайшего развития переходила в зону актуального развития. Внутренний фактор развития – деятельность. Развитие идёт не по биологическим законам, а под воздействием обучения. Новое появляется как закономерность. Социальная ситуация развития – это специфические для каждого возраста отношения между ребёнком и окружающей средой. В развитии личности имеются критические и статические периоды.


ДИДАКТИКА КАК НАУКА.
Общие понятия. Предмет и задачи. Связь с другими науками. Дидактические системы.

Образование – результат обучения. Обучение основной путь образования. Отрасль научного знания, которая исследует и изучает проблемы образования и обучения – дидактика.

Дидактика – теория обучения и теория образования. Ратке: «Краткий отчёт из дидактики». В 1657 Каменский «Великая дидактика». Дидактика – всеобщее искусство всех учить всему.
Предмет – обучение как средство образования; закономерности и принипы обучения, его цели, методы; деятельность преподавания и обучения.
Взаимосвязь преподавания и учения. Вне преподавания и учения обучения не существует. Обучение возникает когда учение направлено по специальному плану. Дидактика – теория обучения.
Бывает общая и частная дидактика.
1.    Общая – с какими целями, чему и как обучать учащихся на всех уроках.
2.    Частная – изучает как организовано обучение по отдельным предметам.

Задачи:
·    Описание и объяснение процесса обучения и условная реализация его.
·    Конструирование процесса обучения.
·    Нормативная функция.

Главная функция – научное обоснование практики обучения.

Дидактика использует знания многих наук: физиологии, кибернетики, психологии.
Надо различать психологию как науку и психологизм. Психология относится к педагогике как теория к практике. Дьюи: психологическая теория. Давыдов: психологию надо учитывать, но она не диктатор.
Дидактика использует знания других наук с целью научного обоснования практики обучения.




Понятийные системы дидактики:
I.    Философская.
II.    Частнонаучная.
III.    Общенаучная.

Философская система – связь, общее, единичное, сущность, явления, причины и следствия. Выполняет универсальную мировоззренческую функцию.

A.    Общие понятия педагогики: педагогика, воспитание, образование, педагогическая деятельность и действительность используется при фундаментальных исследованиях.
B.    Специфические понятия дидактики: преподавание, учение, учебный предмет, материал, ситуация, учитель, принципы обучения, урок. Все они находятся в тесной взаимосвязи.
C.    Взаимствованые из психологии: восприятие, усвоение, понимание, умения, навыки, обратная связь, динамическая система.

Процесс обучения основывается на определённой модели. Дидактическая система – это выделенная по определенным критериям целостность образов. Характеризуется единством целей, организационных принципов, содержания, формы и методов обучения.

Существует 3 дидактические системы:
1.    Традиционная – Гербарт: целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Основное внимание обращается на формирование вышеперечисленного. Процесс обучения должен строиться по определённой схеме, по формальным ступеням. Ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются для обязательного использования. Эта система критиковалась.
2.    Педацентрическая – обучение через делание. Дж. Дьюи считал, что процесс обучения необходимо строить исходя из потребностей и интересов ребёнка. Цель – развитие способностей. Процесс обучения предполагает ощущение трудностей в процессе деятельности, формирование проблемы, сути затруднений, выдвижение и проверка гипотез по решаемой проблеме, выводы и действия. Такое обучение напоминает научный поиск истины, не даёт четких знаний.
3.    Современная дидактическая система. Полностью не сложилась. Выделяют сообщающее обучение, проблемное обучение, программное обучение, развивающее обучение, личностно центрирование обучение. Пытается объединить практику и теорию.

Процесс обучения. Сущность. Характеристика элементов. Цикличность. Виды обучения.

Процесс обучения – смена состояния системы деятельности. Совместное движение. Целенаправленное последовательно изменяющееся взаимодействие учителя и ученика в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания.

Элементы процесса обучения:
1.    Деятельность преподавания.
2.    Деятельность учения.



































Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в результате которого школьники усваивают содержание образования, деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения.

Сущность работы:
1.    Подготовительная работа.
2.    Процесс обучения – деятельность передачи и усвоения материала. В процессе преподавания учитель осуществляет действие.
·    Построение логики.
·    Подбор методов.
·    Разработка средств индивидуального подхода.
·    Проектирование результата.
·    Планирование итогов работы.

Перцептивная деятельность – точное поведение учащихся, исходный уровень, понимание не понимание.

Экспрессивная функция – воплощение того, что хочешь сказать.

Коммуникативная деятельность – создание определённого климата.

Деятельность учения не совпадает с процессом обучения:
1.    Восприятие, осмысление, понимание.
2.    Обобщение, закрепление.
3.     Применение.

Этапы:
1.    Применение знаний по образцу.
2.    Творческое применение знаний в новой ситуации.

Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала (работа с книгой, работа с планом, выделение главного и второстепенного, работа со справочником, интернетом, сочетание работы и отдыха).

Мотивация обучения – те мотивы, которые связаны с проблемными ситуациями, инстинктивно-побудительные мотивы, перспективно- побудительные.
Дидактический цикл – представляет собой функциональную систему, основанную на работе всех звеньев и служащую для организованного усвоения определённого фрагменты.

5 звеньев:
1.    Постановка цели.
2.    Предъявление нового фрагмента нового материала и его осознанное восприятие.
3.    Организация и самоорганизация учащихся при применении нового материала до полного его усвоения.
4.    Организация обратной связи. Контроль, самоконтроль.
5.    Подготовка учащихся вне школы.

Процесс обучения является отражением всего педагогического процесса, который представляет обучение и воспитание в целостности.
Педагогический процесс = учебно-воспитательный процесс.

Функции:
1.    Образовательная – связана с усвоением знаний, умений, навыков.
2.    Развивающая – установление тесных взаимосвязей между явлениями и факторами.
3.    Воспитательная – формирование ценностного отношения к материальному.



Виды обучения.


Сообщающее обучение – характерно тем, что учит излагать материал в готовом виде.

Учитель    Ученик
 Информирует о новом знании    Воспринимает эту информацию
Организует осмысление    Осмысляет
Организует обобщение    Обобщает
Организует закрепление изученного материала    Закрепляет
Организовывает применение знаний и оценивает    Применяет

Достоинства: усвоение большого количества материала, систематичность, малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна.

Проблемное обучение.

Учитель    Ученик
 Создаёт проблемную ситуацию    Осознаёт противоречия в явлениях
Организует размышление над проблеммой    Формулирует проблему
Организует поиск гипотезы    Видвигает гипотезу
Организует проверку гипотезы    Проверяет гипотезу
Организовывает обобщение результата и применения    Анализирует результат и приинение
Достоинства: развитие мышления
Недостатки: из-за отсутствия опыта учеников.

Программное обучение.

Цель – улучшение управления учебным процессом. Возникло в начале 60-х.

Основные принципы:
1.    контроль каждого шага
2.    своевременная помощь
3.    избежание неуспеваемости и отбивания интереса от учёбы.

Занимались в США: Пресси, Краудер, Скиннер
Занимались в СССР: Талызина, Ланда, Матюшкин
Особенности:
1.    Учебный материал делят на отдельные порции.
2.    Учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению.
3.    Каждый шаг завершается контролем.
4.    Если всё сделанное верно, то идёшь дальше.
5.    Если есть ошибки, то ученик получает помощь и выполняет дополнительное задание.
6.    Как следствие – ученик сам осваивает материал в нужном темпе.
7.    Преподаватель выступает в роли организатора, помощника и консультанта.

На основе ПО можно выделить компьютерное обучение.
Цели: повышение успеваемости, ускорение учебного процесса.

Функция – интеграция.

Проектирование интегративного урока. Преподаватель проектирует, компьютер исполняет.
Компьютер для интенсификации и оживления учебного процесса.
Методика подготовки и проведения интегрированного урока при помощи ЭВМ на примере – информатика-черчение:
1.    Разумный выбор и совмещение информационных полей, и учёт количества учеников и ПК.
2.    Изготовление карточек с заданиями общим образцом (можно непосредственно на ПК).
3.    Постановка ученикам задачи в игровой форме (так называемая деловая игра) для того чтобы им было интересно, и они шли к такого рода занятиям на дальнейших уроках с интересом и вниманием. Задача – «Возможности применения информационных прикладных программ». Как пример возьмем интеграцию черчения и информатики (сечения и графический редактор). В будущем это даст детям возможность не растеряться при надобности проведения такого рода действий над серьёзным инженерным проектом, и вообще эти навыки избавят будущих инженеров от предметов, которые никому не надо – готовальня, ручка и бумага, и значительно ускорят процесс при совместной увеличении скорости проектирования.
4.    Особое внимание должно уделяться плавному переходу учащихся от одного вида деятельности к другому (1 задание, 2 задание, дискуссия, постепенное выполнение графических работ и вывод их на принтер).
5.    Подведение итогов урока


Когда ученик работает с компьютером преподаватель не должен надолго его оставлять сам-на-сам с машиной.
Преподаватель должен управлять процессом как программист программой.
Педагогический контроль средств передачи информации. Лучше когда преподаватель сам разрабатывает программы.
Программа должна  быть гибкой.




Содержание образования. Понятия и сущность содержания образования, источники и факторы формирования содержания образования. Носители содержания образования.

Вопросы:
1.    Чему учить?
2.    Задачи образования?
3.    Как группировать знания?
4.    Как строить научные знания?
5.    Что нужно в составе учебного предмета?

Нужно отобрать то, что необходимо. В конце 18 и начале 19 века возникло 2 теории:
·    Теория формального образования.
·    Теория материального образования.

Теория формального образования. Представители: Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт.
Философская основа – рационализм. Согласно этой теории источник знаний это разум. Основная цель образования это развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Учебные предметы: языки, математика. Тип учебного заведения – классические гимназии.
Достоинства: формирование умения мыслить, развитие интеллектуальной сферы личности.
Недостатки: одностороннее использование знаний в подборе учебного материала, недооценка их ценностного значения.

Теория материального образования. Представители: Спенсер. Философская основа – эмпиризм. Эта теория предполагает передачу учащимся как можно большего объёма знаний из различных областей науки, пригодных к жизни. Энциклопедическая направленность. Изучаются естественные науки и предметы прикладного характера. Тип учебного заведения – реальные училища и лицеи.
Достоинства: высокая оценка содержания знаний.
Недостатки: перегрузка учеников информацией, слабая связь между курсами, линейный принцип составления учебных программ.
Необходимо чтобы сохранялась материальная и духовная культура образования.
Культура выражается в знаниях, умениях и навыках. Для воспроизведения развития культуры должны быть включены все 4 элемента содержания образования, а не только знания и умения.

Элементы содержания образования:
1.    Система знаний, способ деятельности, которые обеспечивают формирование у учеников картины мира и вырабатывают методологический подход у учащихся.
2.    Система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, которые являются основой многих видов деятельности, которые способствуют пополнению и наполнению уже имеющегося опыта.
3.    Видение новых свойств объекта – проявление творческой деятельности – видение результата деятельности.
4.    Опыт эмоционально-волевого отношения друг к другу.

В зависимости от условий наполнение предметов может быть различным.
Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Виды деятельности:
·    Материально-практическая.
·    Познавательная.
·    Коммуникативная.
·    Ориентационн-ценностное.

Источники содержания образования:
1.    Культура.
2.    Виды деятельности.
3.    Отрасли деятельности.

Факторы, влияющие на формирование содержания образования:
1.    Заказ общества.
2.    Степень удовлетворенности содержанием образования, принципы научности.
3.    Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их оптимальные возможности.
4.    Потребности личности в образовании.

Этапы построения формирования содержания образования:
1.    Уровень теоретического представления (чему и для чего учить, цели).
2.    Уровень учебного предмета (ведущие компоненты знаний, способы деятельности, межпредметные связи).
3.    Уровень учебного материала.
4.    Уровень практической педагогической действительности.
5.    Уровень конкретного ученика.

Носители содержания образования:
1.    Учебный план.
2.    Учебный предмет.
3.    Учебная программа.
4.    Учебники.
5.    Учебные пособия.

Учебный план – нормативные документы, которые направляют деятельность школы. Имеется базовый учебный план.

Типовой учебный план включает:
·    Перечень учебных предметов.
·    Распределение по годам обучения.
·    Количество часов на предмет в неделю.
·    Максимальная учебная нагрузка на одного ученика.
·    Общее число часов, оплата.







Семь областей знаний:
·    Математика.
·    Искусство.
·    Язык.
·    Литература.
·    Человековедение.
·    Технология.
·    ?

Единица учебного плана – учебный предмет (2). 3 группы учебных предметов:
1.    Обязательные.
2.    По выбору.
3.    Школьный компонент – предметы, определяемые советом школы (запросы учащихся, возможности школы).

Циклы:
1.    Естественно-математический.
2.    Гуманитарный.
3.    Художественный.
4.    Трудовой.
5.    Физкультурно-оздоровительный.

Знания: химия, история, география, биология.
Деятельность: язык, черчение, труды.
Эмоционально-волевая сфера: литература.

Учебная программа – документ, характеризующий определённый предмет. Утверждается в министерстве образования. Содержит перечень тем, пояснительную записку (задачи, методика, порядок изучения), указывает на практические, лабораторные работы, вне учебные работы. Предъявляет основные требования к знаниям и умениям.

Понятие о методе обучения. Классификация. Характеристика методов.

Метод – способ, путь к достижению цели, совокупность скоординированных приёмов образования.

Система последовательных взаимосвязей учителя и учащихся. Обеспечивает усвоение содержания образования. Способ упорядоченной взаимосвязи деятельности преподавателя и учеников.
Характеризуется поставленной целью. Совокупность всех методов             усвоение всех знаний.










Схема метода обучения.

















1972 г. Керр выделил 4 революции в методах:
1.    Учителя родители уступали место профессиональным учителям.
2.    Замена устного печатным словом.
3.    Введение в обучение печатного слова.
4.    Введение частичной автоматизации и компьютеризации.

Дьюи – прагматизм.
Каптилев – познавательная деятельность учащихся. 3 формы методов:
1.    Догматические – знания передаются в готовом виде.
2.    Аналитические – учитель разлагает знания на элементы, показывает значение каждого и строит их них целое.
3.    Генетические – показывается процесс возникновения знания и даётся формулировка.





















Классификация методов:

Авторы.    Признаки.    Методы обучения.
Верзилин Петровский    По исторической информации.    Словесные  и наглядные:1.    Рассказ, беседа.2.    Демонстрация, иллюстрация.
Данилов Есипов    По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения.    Методы сообщения новых знаний, методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
ЛернерСкаткин    По способу усвоения в соответствии с характером учебно-познаватеьлной деятельности.    Объяснительно иллюстративный; репродуктивный; частично поисковый; проблемный; исследовательский.
Бабанский    Комбинирование разных признаков.    Методы организации учебной деятельности и осуществление её, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля, за эффективной учебно-познавательной деятельностью.
Махмутов    Сочетание способов деятельности преподавателя и учащихся.    Объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий методы.Методы учения:1.    Исполнительный.2.    Репродуктивный.


Выбор методов обучения. Причины, определяющие выбор:
1.    Закономерности и принципы воспитания.
2.    Цели и задачи.
3.    Содержание и методы данной науки.
4.    Учебные возможности школьника.
5.    Уровень подготавления ребят.
6.    Особенности классного коллектива.
7.    Особенности внутренней обустроенности.
8.    Возможности учителей.

Вопросы:
1.    Решение о том, как будет изучаться материал.
2.    Соотношение репродуктивного и продуктивного.
3.    Определение соотношения индуктивной и дидактической логики.
4.    Методы и способы сочетания наглядного и практического.
5.    Решение о необходимости введения методов стимуляторов.
6.    Определение точек, интервалов, методов самоконтроля.
7.    Продумывание запасных вариантов.







Форма организации процесса обучения. Средства обучения.

Средства обучения – то, что находится между учащимися и учителем – материальные или идеальные объекты, помещённые между учителем и учащимися и используются для усвоения учащимися знаний, формировании опыта, познавательной, творческой и практической деятельности.

Функция – источник знания.

Наглядные пособия, учебники, дидактические материалы (пособия), технические средства, оборудование, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и тд.

Средства обучения – реальные объекты (например мост). Выбор зависит от цели, содержания, методов образования, умения пользоваться педагога, оснащения школы.

Основные функции средств образования:
1.    Информационная
2.    Дидактическая
3.    Контрольная
4.    Вспомогательная (помогает воспринимать материал)
5.    Поддержание познавательного интереса
6.    Доступности материала
7.    Обеспечение более точной информацией об изучаемом явлении
8.    Делает более интересной самостоятельную работу учащихся
9.    Позволяет продвигаться учащемуся в собственном темпе

Окончательная классификация средств обучения:
Простые средства обучения
А) Словесные: учебники и другие тексты
Б) Раздаточный материал: карточки с заданиями (тесты, графика)
В) Простые визуальные средства: реальные предметы, модели
Сложные средства обучения
    А) Механические визуальные приборы (диаскоп, проектор, кадоскоп)
    Б) Аудиальные (магнитофон, проигрыватель, радио)
    В) Аудио-визуальные (фильм)
    Г) Автоматизированный процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Форма организации процесса обучения – внешняя сторона организации процесса обучения связано с количеством учеников, временем и местом обучения, а так же порядком его осуществления.

Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекает в соответствии с установленным порядком и в определённом режиме.
Выбор формы зависит от целей, содержания, методов и средств, состава учеников и учителей, материальных условий обучающихся.

Организационные формы обучения – способы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная деятельность учащихся.


Формы обучения: урок, экскурсия, факультатив, собеседование, консультации, собеседование, домашняя работа учащихся.

Классификация форм обучения:
1.    Количество и состав учащихся
(Коллективный, индивидуальный)
2.    Место учёбы и продуктивность учебной работы
(классные и внеклассные, школьные и внешкольные)

Самая древняя форма – индивидуальное обучение.
Индивидуально-групповое – средневековье. Группы разновозрастные
Групповое – более массовый характер. Группы одного возраста, появление классно-урочных систем (основатель Каменский 17 век), но до него Д. Сил (учитель голландской школы) правила перехода из класса в класс, урок. Каменский обобщил опыт.

Классно-урочная система:
1.    Объединяет учащихся одного возраста и уровня подготовки (класс)
2.    Этот класс сохраняется до конца обучения
3.    Классная работа по единой программе, единый учебный план
4.    Основная единица – урок, посвящается одному предмету и одной теме
5.    Руководит учитель, оценивает учащихся

Учебный год, день, расписание, каникулы и др.
Классно-урочная система – экономична.
Минус – нет индивидуального подхода

Белль-Ланкастерская система – низкое качество образования, небыло систем знаний
Диффиренциация по специальностям.

Батовская система – первую половину дня учителя рабтают с коективом, вторую
Занимаются с теми, кому нужно – отстающие или чрезмерно преуспевающие дети.

Мангеймская система. Автор Иозиф Зиккенгер. Детей делят на группы в зависимости от знаний. Группа для талантов и гениев, для нормальных детей, для дебилов и преподы и программа соответствующие. Нехороша тем, что не давала детям возможности перейти в другой класс.

Дальтон-план (Дальтон – город в штате Масачусетс). Автор Елена Пернхерст. Урочная система не существует. Учащиеся получают задание на год. Учитель выступает в роли консультанта. Консультации раз в месяц. Работа в библиотеке, мастерской. Система не давала системных знаний. Не давала общения. Не применяется. Его модификация – бригадно-лабороторный метод (20-30г). Ребята делилсь на группы, выполняли задание год. Группы часто менялись, част контроль. В группе постоянно работает активист.

План Трампа (Ллоид Трамп). Учащиеся слушают лекции. От 150 до 1600 слушателей. Далее делт на группы с которыми работают педагоги, потом индивидуальная работа. Классно-урочная система более стойкая, но по разным программам учатся в одном классе.

Урок – основная форма организации процесса обучения. Подготовление к уроку, требования к уроку.


Принципы обучения. Принципы обучения как теории дидактики.

Принцип – первооснова, руководящая идея, основное правило, требование к деятельности, поведению. Принципом обучения называют определённую систему исходных, основных дидактических требований процесса обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Это основное положение определяет содержание, методы, формы организации обучения в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Функции педагогики:
1.    Научно-теоретическая
2.    Конструктивно-техническая

В теоретическом плане принцип – это вывод из теории, поэтому он служит для конструирования процессов.
Принцип обучения – инструментальные данные в категории деятельности, выражения педагогической концепции. Это знание о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженных в виде норм деятельности, регуляторов для практики. А законы и закономерности являются теоретической основой принципов.
Законы отражают существенные, устойчивые, необходимые связи и определенные тенденции их развития.

Законы:
1.    Закон о социальной обусловленности целей, содержании и методов обучения
(Он раскрывает объективные процессы, определяющие влияние общества на непосредственный процесс обучения)
2.    Закон воспитывающего и развивающего обучения
(Должен раскрыть соотношение между способами деятельности, знаниями учащихся и всесторонним развитием личности)
3.    Закон целостности и единства педагогического процесса
4.    Закон единства и взаимосвязи теории и практики обучения
(Теория на должна опережать практику)
5.    Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности

Закономерность выражения действия законов в конкретных условиях – это объективные, сущностные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Закономерности:
1.    Внешние характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий. Цели содержания образования зависят от требований общества к уровню развития учащегося.
2.    Внутренние характеризуют зависимость между преподавателями, учениками и изучаемым материалом.







Условия:
1.    Обучающая деятельность преподавателя преимущественно всегда носит воспитательный характер.
2.    Существует зависимость между действиями учителя, ученика и результатами обучения.
3.    Прочность усвоения учебного материала зависит от систематичности прямого и отсроченного повторения и введения его в практику.
4.    Развитие умственных умений, навыков зависит от применённых поисков методов, проблемного обучения, которое активизирует интеллектуальную деятельность учащихся.

Совокупность идей концепции обучения:
1.    Обучение и воспитание направлен на формирование личности.
2.    Единство организационной учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности как условия формирования личности.
3.    Обучение развивает и воспитывает.

Принципы обучения (Ушинский):
1.    Своевременность.
2.    Постепенность.
3.    Органичность.
4.    Постоянство.
5.    Твёрдость усвоения
6.    Ясность
7.    Самодеятельность.
8.    Отсутствие чрезмерного напряжения и лёгкости.
9.    Правильность.
10.    Сознательность и активность обучения.
11.    Наглядность.

Принципы по научной деятельности:
1.    Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
2.    Научность содержания и методов.
3.    систематичность и последовательность овладения достижениями науки, культуры, опыта, деятельности.
4.    Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководстве учителя.
5.    Принцип наглядности.
6.    Принцип доступности обучения.
7.    Принцип от лёгкого к трудному.
(Принципы определённых правил)
8.    Принцип прочности.
9.    Принцип связи обучения с жизнью.
10.    Принципы индивидуальной и коллективной деятельности учащихся и их сочетание.

Правила, основывающиеся на принципах:
1.    Описание учебных действий учителя





Теория воспитания. Сущность процесса воспитания: формирование личности, её социализация, самовоспитание, перевоспитание. Содержание воспитания.

Воспитание – передача опыта. Воспитание – формирование отношений и качеств личности.

Социализация – процесс усвоения социального опыта, освоение и присвоение общественных отношения. Продолжается всю жизнь.

Формирование – развитие личности под воздействием наследственности, среды, воспитания. Продолжается всю жизнь.

Воспитание – целенаправленно воздействие и самовоспитание личности.
Критерий эффективности воспитания – это качество самовоспитания.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.
Самосознание и Я-концепция – система представлений личности о самой себе.

Процесс воспитания – часть педагогического процесса (менее изученная).
Процесс воспитания (психологическое) – процесс интериоризации т.е. перевод ребёнка из одного состояния в другое (из внешних отношений во внутреннее состояние личности, которое проявляется в убеждениях).

Педагогический процесс – сознательное, организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, организация их активной деятельности по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями.
1.    Когнитивный – знания о норме, эмоциональные переживания, поведение.
2.    Эмотивный.

Отношения – переживание и выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а так же различными сторонами окружающего мира, которые затрагивают сферу  потребностей, знаний и убеждений.

Качества личности – закрепившиеся и ставшие привычными отношения, которые определяют устойчивость поведения человека в постоянно изменяющихся обстоятельствах.

Система формирования личностных качеств:
1.    Формирование потребности и выработка определенного качества.
2.    Организация активной познавательной деятельности по освоению сущности данного качества.
3.    Практическое формирование умений поступать так, а не иначе.
4.    Развитие способности к проявлению волевых усилий. Позволяет преодолеть трудности или препятствия с применением тех или иных качеств.

Воспитывать – организовывать содержательную деятельность детей совместно со взрослыми.

Процесс воспитания – процесс взаимосвязанных последовательных действий учителя и ученика. Единица его – воспитательное дело.

Особенности воспитательного процесса:
1.    Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) – сотрудничество, взаимодействие.
2.    Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)
3.    Многогранность (соответствие потребности личности той деятельности, которую дают. Соотношение между той деятельностью, которую предлагают и в которой он живёт).
4.    Длительность.
5.    Непрерывность – воспитание – не отдельный процесс.
6.    Комплексность – формирование не отдельное качество.
7.    Вариативность и неопределённость (разные личности).
8.    Двусторонность.

Движущие силы:
1.    внутренние противоречия (между знаниями, новыми формами).

Негативное – противоречия между семьёй и школой.


Содержание воспитания. Понятие о содержании и целях. Характеристика компонентов содержания воспитания.

Цель воспитания – всестороннее и гармоничное развитие. Всестороннее – рассматривает личность во всех её аспектах и включает спектр ведущих параметров. Воспитание = уравнение.

Гармоничное развитие – самосовершенствование без неравномерности и односторонности. Частичное или полное развитие дарований. Идея о всестороннем и гармоничном развитии идёт из древней Греции (Афины). Продолжается в эпоху Возрождения. С 1917 идея становится государственно важной.

Цели воспитания (в современной мировой практике) – США 20-е годы во время войны: адаптация к жизни; гражданин, труженик, семьянин.
В США гуманизм (с критическим мышлением, самостоятельным поведением, человеком, реализующим свои возможности) и прагматизм (давать информацию).
У нас идея о всестороннем и гармоничном развитии не достижима. В социалистическое время – авторитарное воспитание. Сейчас – цель: помощь во всестороннем развитии личности. Формирование общественно-культурной личности, адаптация к жизни? Помощь в выборе профессии – задачи, которые призвано решать воспитание.













Идеи современного воспитания:
1.    Реализм цели т.е. всестороннее развитие личности на основании способностей и дарований. Средство формирования базовой культуры личности (экономические, нравственные, физические, умственные, эстетические, экологические, правовые, семейные отношения).
2.    Самоопределение – формирование целостной личности человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Культура жизненного самоопределения – характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. В гармонии с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
3.    Личностная направленность: личность, общество, государство. Формирование потребности личности., чувства собственного достоинства.
4.    Добровольность – опора на интересы, романтику.
5.    Коллективистская направленность.
6.    Тесная взаимосвязь.

Ориентация на личностно-ориентировочный подход. Цель – стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура, как основа для дальнейшего развития, помощь для дальнейшего самоопределения.

Личность должна уметь:
1.    Самостоятельно строить жизнь и нести за неё ответственность.
2.    Выстраивать стратегию своей жизни в согласии со своими представлениями о счастливой и долгой жизни. Личность должна быть автором своей истории, личной судьбы, без претензий на семью и государство.

Роль педагога:
1.    Разворачивание перед воспитанником веера разнообразной жизненной деятельности.
2.    Научить ребёнка производить осознанный выбор, за который он в дальнейшем будет нести ответственность.

Программа формирования базовой культуры=содержание образования в советские времена.
Умственное воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуально развитой личности, познавательных мотиваций, умственных сил и мышления. Тесно связано с формированием мировоззрения.

Интеллектуальная культура – комплекс знаний и умений в умственном труде, умение определить цели, планировать, выполнять определённые операции, работать с источниками. Умственные силы – совокупность индивидуальных способностей думать. Свойства ума: гибкость, критичность.










Задачи:
1.    Формирование интеллектуальных способностей – внеклассная работа: семинары, конференции, брейнринги, викторины. Показатели умственного развития: владение умственными операциями, сформированность мировоззрения, ведение исследования.
2.    Формирование мировоззрения – нравственное воспитание сопряжено с моралью (сумма правил, требований, норм, регулирующих взаимоотношения людей, их поведение). Научно материалистическая позиция считает, что мораль детерминирована обществом, человек свободен в выборе норм поведения, но несёт ответственность за выбор. Принятие моральных норм и следование им в личном повелении.

Структура нравственности личности:
·    Знание.
·    Чувства и отношения.        задачи нравственного воспитания.
·    Поведение.

Собственные убеждения и привычные нормы поведения – нравственный человек.
Средства:
1.    Нравственно просвещение.
2.    Вовлечение учащихся в ситуации, где надо сделать нравственный выбор.
3.    Использование ролевых игр, тренингов.
4.    Поручение, требование.

Методы, приёмы и средства воспитания. Понятие о методах, приёмах и средствах воспитания. Классификация методов и их характеристика. Выбор метода.

Методы воспитания – способ приёмов воспитания определять качество; способ воздействия на чувства, убеждения; способы взаимосвязи деятельности воспитателя и воспитанника, направленные на решение задач воспитания. Организующей является деятельность учителя. (Харламов) – специфические способы, приёмы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а так же его коррекция и совершенствование с целью формирования личностных качеств.

Приёмы воспитания – элементы методов воспитания (пример: беседа – метод, реплики, мимика – приём).

Средства – различные виды деятельности, произведения материальной и духовной культуры; формы организации, мероприятия.

К формам организации относятся вечера, походы, внеурочная деятельность.

Методы воспитания:
1.    Убеждение.
2.    Упражнение.
3.    Поощрение.
4.    Наказание.


Классификация методов:
I.    По характеру воспитания (смотрите выше).
II.    Методы убеждения, организации деятельности, стимулирования.
III.    По результатам:
А) Влияние которое создаёт нравственные установки.
Б) Влияние которое создаёт привычки, навыки, умения.
IV.    Классификация Г. И. Щукина.
А) Методы формирования сознания личности.
Б) Методы организации деятельности и формирования поведения.
В) Методы стимулирования деятельности и поведения.

(А) Методы формирования сознания личности (их цель – формирование убеждения):
a)    Рассказ.
b)    Объяснение.
c)    Разъяснение.
d)    Лекция.
e)    Этическая беседа.
f)    Увещевание.
g)    Внушение.
h)    Диспут.
i)    Доклад.
j)    Пример.

(Б) Методы организации деятельности и формирования поведения:
a)    Упражнение.
b)    Приучение.
c)    Требования.
d)    Поручения.
e)    Создание воспитательных ситуаций.
f)    Общественное мнение.

(В)Методы стимулирования деятельности и поведения:
a)    Наказание.
b)    Поощрение.
c)    Соревнование.
d)    Субъективно-прагматический метод – договорные отношения между воспитателем и воспитанником.

Характеристика методов:
Методы формирования сознания личности – связаны с формированием отношений, понятий, взглядов. Основаны на принципе сознания и поведения.
Рассказ, объяснение и разъяснение – монологические. Доступны для младшего и среднего школьного возраста.
Лекция – доступна в старшем школьном возрасте.

Требования к рассказу:
1.    Доступность.
2.    Возрастные особенности.
3.    Уровень сформированность отдельных качеств.
4.    Определенные условия (соответствующая обстановка).


Разъяснение – не всегда всё надо разъяснять, так как есть что-то, что ты должен.
Увещевание – реализация принципа опоры на положительное. Обращение к чувству взрослости, самодостаточности, похвалы.

Диспут – выбирается 3-4 человека, подготавливается материал. Требования – хорошая подготовка, важен процесс, атмосфера.

Правила:
1.    Прежде чем спорить подумай над чем.
2.    Спорь честно и искренне, не искажай слов товарища.
3.    Ясно и чётко объясни положения, которые будешь доказывать.
4.    Лучший способ доказательства – точные и бесспорные факты.
5.    Если доказана ошибочность твоего мнения имей мужество признать поражение.
6.    Заключительное выступление: подведи итоги, сформулируй вывод.

Пример – убедительное убеждение. Наиболее актуален в младшем и среднем школьном возрасте. Образцы надо выбирать с ребятами.
Упражнение – упражнять и мужество то же.

Требования к поощрению:
1.    Не часто.
2.    По делу.
3.    Знать меру.
4.    Знать индивидуальные особенности каждого.
5.    Знать ситуацию.
6.    Знать опыт личности.

Для наказания то же. Не переносить на личности.

Воспитание личности в коллективе. Понятие коллектив и его стадии развития. Структура воспитания коллектива. Формирование коллектива и его руководства. Личность и коллектив.

В советской школе существовала концепция воспитания личности в коллективе – коллективный образ мышления. Идея заидеалогизирована. Коллективное воспитание – подавление личности. Внимание на подростковое поколение. Создали жизнедеятельность учащихся.
«Школа – коммуна» - Шацкий – первый опыт коллектива: человек должен не готовиться к жизни, а жить.
Луначарский – жизнь в гармонии с другими. Связь с другими сочувствием и мыслью; то есть на основании коллектива развивается личность.
Крупская – уважение личности в коллективе, проблема субъективной личности. Макаренко – принципы создания коллектива – дисциплина, каждый знал свое место, роль, функцию. Сменялась деятельность, сменялся руководитель, но постоянным оставался актив.
Сухомлинский – развитие творческого потенциала личности: организованное единство, руководящая роль учителя, отношения между учениками и учениками и учителями – учениками, самостоятельность, инициатива. Последнее десятилетие: Конникова, Новикова, Богданова, Мудрик, Гордин, Шульц – принципы, Коротов – самоуправление.



Современная концепция воспитания – особенности формирования общества. Для детей коллектив – среда обитания, где они приобретают социальный опыт. Соотношение массового, группового и индивидуального в коллективе – проблема.

Признаки коллектива (Подласый):
1.    Общая, социально-значимая цель.
2.    Общая совместная деятельность по достижению цели.
3.    Общий выборно-руководящий орган.
4.    Доброжелательность, взаимопомощь, сотрудничество.

Развитие групп (Уманский):
1.    Группа –  конгломерат – 1-ый класс – ничто не связывает.
2.    Группа – ассоциация – притирка друг к другу.
3.    Кооперация – отличное знание друг друга. Высокий уровень групповой подготовки и сотрудничества, но нет психологической совместимости.
4.    Группа – автономия – не только деловые и межличностные отношения. «моя группа».
4.1    Группа –  корпорация – зацикленность на своих проблемах – отношения на уровне соподчинения и страха.
4.2    Группа – коллектив – демократические отношения.

Стадии развития коллектива:

1.    Педагог организует деятельность детей. Подбирает актив класса – неформальные лидеры.
2.     Актив класса принимает требования педагога и передаёт их коллективу. Требования вырабатывает педагог с ребятами.
3.    Большая часть учащихся предъявляет требования к поведению коллектива и себя самого – стадия расцвета коллектива.
4.    Личность сама предъявляет себе требования согласно требованиям коллектива.

Методика организации коллектива – вовлечение учащихся в активную совместную деятельность.

Приёмы стимулирования этой деятельности:
1.    Умелое предъявление требований – разумен, учитывают настроение и мнение ребят, решительные.
2.    Работа с активом – помощь.
3.    Направлять работу самоуправления.
4.    Организация перспективной цели:
ближние, средние, дальние перспективы.
5.    Формирование здорового общественного мнения.
6.    Создание и развитие традиций.

Подласый: личность – коллектив:
1.    Подчинение личности коллективу.
2.    гармонизация отношений: полное единство, добровольный конформизм, двойная система ценностей.
3.    Личность подчиняет коллектив – неформальное лидерство.



Значение коллектива:
1.    Личность получает удовлетворительную жизнедеятельность.
2.    Коллектив – элемент воспитания, к которому надо стремиться.
3.    Легче приучить соблюдать правила в коллективе.

Работа классного руководителя. Сущность работы. Функции, планирование.

Классный руководитель назначается из числа наиболее опытных учителей, является непосредственным и основным организатором учебной работы в классе.

Функции учителя (Харламов):
1.    Когнитивно-диагностическая: изучение личности (физическое и нравственное воспитание).
2.    Организаторско-стимулирующая: внеклассная, внеурочная, внешкольная работа., факультатив. Добровольное участие=интересная работа.
3.    Объединение и сплочение: создание коллектива, понимания, внимания.
4.    Координирующая: согласованность усилий учителей, работа с учителями.

Афонина:
1.    Административно-организаторская: организация жизни класса.
2.    Методологическая: изучение жизни класса, учащихся, прогнозирование их развития, анализ хода и результата деятельности.
3.    Создание воспитательной среды.
4.    Организация творческой деятельности.
5.    Корректировка индивидуального пути развития ребёнка.

Общие функции:
1.    Воспитательная – воспитание личности и коллектива.
2.    Координирующая.
3.    Административная – работа с документацией.

Система работы классного руководителя: совокупность должностных и профессиональных обязанностей.

Включает в себя:
1.    Изучение учащихся и коллектива (получение демографических, психологических, медицинских и педагогических данных).
2.    Формулировка воспитательных задач: не только общих, но и индивидуальных.
3.    Планирование воспитательной работы. (составление плана с перечислением задач не только работы с классом, но и родителями.

Эффективность воспитательной работы определяется воспитанностью учеников.

Планировка работы:
1.    Научно обоснованный прогноз.
2.    Строго отвечать задачам, стоящим перед коллективом.






Формирование:
1.    Направление работы школы.
2.    Какие воспитательные дела рассчитаны на межкласные дела.
3.    Связь работы с планами других классов.
4.    Зависит от материальной базы школы и класса, возможностей учителей, возможностей окружения.

Состав перспективного плана:
1.    Подготовка к разработке плана в конце календарного года. До этого изучение.
2.    Общешкольный план просматривается.
3.    План на параллели.
4.    План для определённых групп.
5.    Формулирование задачи: изучение социальных, возрастных и индивидуальных особенностей. Три объекта: коллектив, воспитательная работа, разворачивание индивидуальности. Включает нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
6.    Обсуждение плана с родителями, учителями, учащимися и корректировка его.
7.    Вынос плана общее собрание и утверждение его.

RBT -corporation
2002 All Rigts Reserved

Contact Us | Гостевая книга | Форум